Основатель AZN

Назиров Анвар Закиевич, 1952 г.р. Директор, учредитель ООО «AZN».

Закончил Ташкентский Политехнический Институт, факультет АСУ. Программист. Работал на должности заместителя директора ИВЦ Министерства связи. Женат, имеет двоих детей.

В 1999 году основал первое в Узбекистане предприятие по выпуску промышленного холодильного и торгового оборудования. За семь лет компания из небольшого кооператива с изношенным оборудованием превратилась в ведущее, в своей отрасли, предприятие республики.

Основной принцип ведения любого дела — это организовать, прежде всего, качественный процесс производства. Привести в порядок цех, рабочие места. Наладить производство комплектующих, чтобы не зависеть от поставщиков и быть уверенным в качестве необходимых элементов.

Если процесс производства оптимален и продуман, то прибыль будет обязательно. Я никогда не ставил во главу угла цель – заработать деньги. Деньги интересны как инструмент для реализации какой-либо цели и как показатель эффективности работы и принятых решений.

А начиналось все с заброшенного склада, который мы арендовали у завода. В неограниченном количестве был только энтузиазм и огромное желание сделать что-либо новое. Всего остального – специалистов, знаний, оборудования и денег, – практически не было. Мы начинали учиться по книжкам о холодильном и торговом оборудовании, мы покупали изношенные и разукомплектованные станки советских времен, ремонтировали их и работали. Это была очень сложная, но интересная задача – стать первым предприятием в Узбекистане по производству промышленных торговых холодильников. До этого в республике такого предприятия не было, но острейший спрос на эту продукцию существовал. Мы начали с витрин, стеллажей и прилавков, и сразу же сделали ставку на высокое качество. Необходимо было завоевать доверие у предпринимателей к нашей продукции. При этом цена на наш товар была в два раза ниже, чем у зарубежных аналогов. Сейчас торговый знак нашей фирмы известен и в Ташкенте и во всей республике – мы практически вытеснили с рынка аналогичную зарубежную продукцию.

Моя карьера предпринимателя началась в 1988 году, когда появилась возможность заняться своим делом. Я ушел из ИВЦ, где в моем подчинении находилось 350 человек, практически в никуда, и даже не оглянувшись. В Дом Пионеров, где стал вести судомодельный кружок. А параллельно, вместе с товарищем, на территории авиаремонтного завода № 243, мы организовали маленький столярный цех по производству реек, плинтусов и карнизов. Мои рейки должны были быть только самыми ровными и красивыми, и я экспериментировал с направляющими, ножами и оборотами двигателя. Дело пошло, моя продукция стала пользоваться популярностью. Когда поставки леса в Узбекистан уменьшились, мы освоили работу с металлом. У меня есть три авторских свидетельства – на одно изобретение бытового товара, его упаковку и название. Еще есть патент на изобретение торгового павильона, который складывается за пятнадцать секунд.Конструкция сделана по принципу дельтаплана. Основным заказчиком является наш Книготорг.

Дельтапланы… В моей жизни они оставили очень яркий след. Это было сумасшедшее увлечение – три товарища решили пройти путь братьев Райт, построить и научить летать летательный аппарат. Это был 1976 год, и отношение к этому спорту со стороны официальных властей было достаточно холодным. Но мы заболели идеей подняться в воздух. Никаких знаний аэродинамики и отношения к авиации у нас не было. Не было ни чертежей, ни технологий, ни руководств по управлению и полетам, ни знаний теории аэродинамики гибкого крыла. Где-то нашли приблизительные эскизы, создали, по сути, раскладушку, – на треугольник из труб был натянут старый парашют, – и пытались на ней взлететь… Это был безумный риск, – испытания летающих раскладушек, где одно неверное движение и все, – привет семье… А мы спорили, где в конструкции убавить, где добавить, насколько увеличить угол, и в чем проблема неудач – в самом аппарате или управлении им. Дельтаплан то пикирует, то падает, то тебя закручивает в штопор. Знания собирались по крупицам, у таких же, как мы, фанатов, с которыми мы переписывались. С тех времен на память у меня осталась мотоциклетная каска, пробитая в нескольких местах…

Но Бог хранил. В итоге мы стали пионерами дельтапланерного спорта в Узбекистане, построили и научили летать дельтаплан и научились летать сами.
Сейчас этот спорт стал популярен, и у современных дельтапланеристов хорошие летательные аппараты, методики, страховка и экипировка…

Риск в бизнесе?– он всегда присутствует. Без него нельзя. Это когда желание узнать неизведанное, чему-то научиться и заглянуть за горизонт сильнее страха неизвестности. Сильнее страха упасть.Но риск должен быть продуманным до мелочей, step-by-step, шаг за шагом, начиная с малых высот. И постепенно осваивая следующие высоты, добираешься до вершины, сводя все риски к минимуму.

Я никогда не стремился к власти и огромным капиталам. Моим самым большим желанием было стремление что-либо сделать своими руками. В детстве я мечтал быть судостроителем, а журналы «Юный техник» и «Моделист-конструктор» зачитывал до дыр. Правда, моя мама настояла на музыкальной школе, и я почти пять лет прозанимался по классу аккордеона. Но музыкантом я так и не стал. Видимо, мама дала слабину, почувствовав, что конструктора в музыканта не переделаешь, и разрешила мне оставить музыкальную школу. На следующий день я уже был на станции юных техников на Сквере. Иногда мне кажется, что мой завод – это продолжение моего кружка, Станции юных техников, который я сам себе организовал.
К аккордеону я потом не притрагивался очень долго. Но сам научился игре на гитаре, в школе мы организовали вокально-инструментальный ансамбль, для которого я сам сделал усилители и электрогитары. Шикарные, полированные, рогатые…

Сейчас я смотрю на своих сотрудников и во многих из них узнаю себя. Если человек восприимчив, если у него есть желание учиться и узнавать новое, то он достигнет многого. На нашем предприятии работает 90% молодежи до 25 лет. Нехватка квалифицированных кадров заставляет нас «выращивать» собственных специалистов. И я знаю, они не уступят западным. Мы тоже начинали на энтузиазме, доходили своим умом до тех истин, которыми за границей уже пользовались десятки лет. Мы изобретали велосипед. В этом я убедился только тогда, когда появилась возможность ездить в Китай, Россию, Германию, Италию…
Но пусть они лучше изобретают велосипед, чем имеют инертный и ленивый ум. И кто знает, может быть, их новая конструкция велосипеда окажется оригинальной…

Связаться с нами